Бетонная дорога вызывает разные ассоциации и чаще всего под этим термином понимают проселочную дорогу из уложенных плит с неровными стыками. При передвижении по ней ощущается каждый шов. Но так было несколько лет назад. Сегодня же по данному принципу построено более 60% дорог в США, а также немецкие автобаны, способные выдерживать большие нагрузки.
Впервые стали использовать плиты дорожные еще в 1893 году. Изначально появились они в США. Со временем такие дороги стали строить и в Европе, так как они обладают высокой прочностью и долговечностью.
Конструкция бетонной дороги
Представляют они собой многослойную конструкцию, состоит которая из бетона, щебня и цемента. При этом нижняя часть – бетон, который скрепляется цементом. За счет этого обеспечивается жесткое основание, которое надежно защищает верхний слой от деформации.
Поверх бетонного слоя укладывается геотекстиль, выполняет который разделительную функцию – отделяет слои друг от друга и не дает впитываться воде. Далее заливается бетонная смесь до 30 см толщиной. После набора прочности цементом плита разрезается на квадраты, а места будущих швов армируются.
Наличие швов необходимо для защиты конструкции от разрыва и иных деформаций. Прорези образуются относительно небольшие – до 7 см глубиной, но при этом они обязательно герметизируются. Это требуется для обеспечения долговечности и надежности конструкции.
Для улучшения сцепления с дорогой на поверхность наносится специальная текстура или создается шероховатый слой. И только после этого рисуют разметку.
Ключевая особенность бетонных дорог заключается в связующем веществе. Данное покрытие состоит из цемента и битума, что обеспечивает ему высокую жесткость. И если сравнивать данный вариант с асфальтом, то он не подвержен воздействиям низких и высоких температур. Тогда как асфальт становится хрупким и может плавиться и деформироваться.
Жесткость конструкции также обеспечивает равномерное распределение нагрузки на слои, что минимизирует риск образования колеи, больших вмятин, возникают которые от тяжеловесного транспорта.
Срок службы бетонных дорог составляет минимум 25 лет, тогда как асфальт способен прослужить не более 10. Соответственно, экономия очевидна. К слову, в Германии есть дорога из бетона, построена которая была еще в 1936 году
И что немаловажно в наше время – именно бетонные дороги более безопасны для экологии. В составе данной конструкции отсутствуют нефтепродукты, да и материал подходит для вторичной переработки. Это делает данную технологию еще более привлекательной.
Недостатки бетонных дорог
Как и другие технологии, данная обладает своими недостатками. Бетон требует набора прочности, поэтому прокладывание таких дорог занимает больше времени. Для сравнения, асфальт можно эксплуатировать уже через 8 часов после укладки, тогда как бетонным конструкциям требуется минимум несколько дней.
Еще совсем недавно современные цементобетонные дороги были довольно шумными, но благодаря особой технологии новые покрытия избавились от этой проблемы.
Почему бетонные плиты не пользуются большой популярностью в наших реалиях?
Асфальт у нас популярнее, чем бетонные дороги. Причина кроется в том, что для цементобетонных покрытий важно соблюдение технологии. Даже неправильный замес раствора может привести к расслоению конструкции и быстрому износу покрытия. Ошибка в армировании может привести к образованию луж. Именно поэтому данный вариант покрытия используется значительно реже в городских условиях.
А что касается цены, то бетонные конструкции дороже, но и срок службы их вдвое больше, так как они не требуют серьезных ремонтных и реставрационных работ.
Вывод
В нашей стране бетонные дорогие встречаются редко. Чаще всего это взлетно-посадочная полоса, трасса международного значения (отдельный участок), но, вероятно, что в ближайшее время использовать дорожные плиты станут чаще, ведь это экономия средств и забота об окружающей среде.